Специалисты турсферы всерьез озаботились проблемой привлечения в Крым европейских курортников. Мнения специалистов туристического бизнеса относительного целевого рынка Крыма как курорта разделились. Одни считают, что в первую очередь на полуостров нужно привлекать туристов из России, то есть идти по уже проторенной дорожке. Другие готовы рискнуть и потрать большую часть рекламного бюджета на замануху для избалованного европейского курортника. Крым у россиян в крови Безусловно, первое, что приходит в голову, чтобы сохранить число курортников в сезон, — это привлекать клиентов, которые уже знакомы с Крымом, спокойно относятся к его недостаткам, а главное — привыкли к нему и не мыслят без него своего отдыха, по крайней мере, летнего. А это — многие жители России.Причем специалисты туротрасли уже даже теории строят на тему, почему же россияне все-таки едут на полуостров, несмотря на недостаточный уровень сервиса, на негативное отношение к ним украинцев… Пожалуй, ностальгия и отсутствие языкового барьера делают свое дело. У директора информационно-маркетинговой фирмы «Курорты Крыма» Александра Бурдонова по этому поводу даже гипотеза есть. Он предполагает, что жители России приезжают на отдых в Крым, несмотря на его недостатки, из-за определенной психологической установки. Потому что логически объяснить эту тягу невозможно. — Они сюда едут как рыба на нерест. Это за много поколений на генетическом уровне заложено. Когда родители в течение лета вывозили детей в Крым, они оздоровлялись, получали позитивные эмоции, укрепляли здоровье на весь год, — отметил А. Бурдонов.По его мнению, прежде чем «генетическая память» россиян о Крыме ослабнет, должно смениться много поколений. Да и усиленная критика россиян в адрес крымского сервиса, по его мнению, — это не просто критика, это пристальное внимание ко всем его недостаткам, потому что жители России до сих пор ощущают Крым «своим». А к своему всегда относишься более критически.В общем, с привлечением россиян на полуостров все более-менее ясно. Обычная мистика. Можно из кожи вон не лезть, а свою волну курортников Крым получит и так. Но все же остается одна проблема. Российские власти собираются составить жесткую конкуренцию Крыму посредством Сочи и ряда других курортов страны. Судя по четким планам, расписанным на ближайшие годы, конкуренция будет серьезной и поток туристов в России перераспределится с внешнего туризма, в частности, в крымском направлении, на внутренний. Рискнуть, возможно, стоит Другое дело европейцы, которые не ездили в Крым на летние каникулы, которые могут позволить себе за ту же цену получать более качественные услуги хотельеров. Которые, в конце концов, за низкой ценой не гонятся, хоть и пытаются экономить в разумных пределах. Так, согласно данным соцопроса, проведенного в Европе в феврале, четыре из десяти европейцев собираются в отпуск этим летом, еще трое думают об этом. Но 48% уже знают, что будут отдыхать в своей стране. Часть поедет за границу. Чтобы сэкономить, 23% отдохнут в низкий сезон, 20% не поедут далеко от дома, 15% выберут более дешевое проживание, 12% купят горящие путевки, 8% сэкономят на транспорте. И, тем не менее, 33% европейцев предпочитают приобретать «побольше за хорошую цену» и только 16% — то, что дешево, но при этом остаются и 12%, которых интересует только высокое качество.Подавляющее же большинство европейцев, или 56%, скорее поедут в комфортное место, а 28% свернут с проторенных дорожек за «экзотикой». Выбирая место отпуска, 31% ищут, прежде всего, привлекательность окружающей среды, для 24% главное — культурное наследие, а 15% ставят во главу угла возможность развлечений.Член совета киевского «Института Собственности & Свободы» Инна Пидлусская считает, что данные соцопроса довольно много говорят о целевом рынке. Теоретически у Крыма есть все возможности для того, чтобы нужды иностранцев удовлетворить. «Изумительная природа, уникальные заповедники, культурные достопримечательности и исторические места, тепло, солнце, море», — обозначила эксперт основные крымские достоинства. По ее мнению, для привлечения европейских туристов в Крым специалистам отрасли необходимо выстроить стратегию презентации курорта, опираясь именно на «изюминки» и легенды полуострова. А в этом поможет, в первую очередь, природа и богатая история. Что, кстати, важно для целых 31% иностранцев. А если сюда добавить еще и хорошее качество услуг и доступные цены…Но пока полуостров не становится местом наплыва туристов из Европы. Причиной этому стало наличие так называемых «крымских парадоксов». Они заключаются в следующем. Летом отдых в Крыму подорожает на 15-20%, несмотря на то, что интерес к нему падает. При этом хотельеры понимают, что повышение цен негативно отразится на спросе, но другого выбора у них нет, потому что дорожают коммунальные услуги, повышается плата за землю и так далее. И на фоне всего этого растет требовательность клиента, потому что зарубежные объекты, предоставляющие туруслуги, повышают уровень сервиса и снижают при этом цены, придумывают новые пакеты, чтобы заманить курортника. А у крымских отелей «нет другого выбора» и понизить цены «уровень рентабельности не позволяет». А тем временем, утверждает И. Пидлусская, даже снижения цен, повышения уровня сервиса и развития курортной инфраструктуры может оказаться мало. «Хотите приглашать иностранного туриста? Для этого недостаточно просто вложения денег, нужны воображение и энергия», — говорит она. Франчайзинг спасет положение? Специалисты придерживаются мнения, что сервисные условия в Крыму, если они будут приближены к привычным для европейца, с большой долей вероятности могут его заинтересовать. А этого возможно достичь, к примеру, открывая объекты под мировыми брендами индустрии отдыха, то есть при помощи процедуры франчайзинга.Как отметила директор департамента международных отношений Ассоциации франчайзинга Украины Евгения Кривонос, основа курортной отрасли в Крыму закладывалась более 30 лет назад на основании старых принципов ведения бизнеса. А сейчас полуостров серьезно отстает по многим параметрам от иностранных курортов: неполноценная инфраструктура, низкий уровень подготовки обслуживающего персонала и менджмента и так далее.При практике франчайзинга известная торговая марка гарантирует крымскому объекту не только запоминающийся и уже известный внешний вид и совместную рекламу бренда, но также обучение персонала и свой бизнес-опыт. Кроме того, франчайзинг позволяет экономить на разрешительных документах и накладных расходах, комбинировать услуги под целевую аудиторию и ее изменяющиеся потребности.В свою очередь директор информационно-маркетинговой фирмы «Курорты Крыма» А. Бурдонов также уверен, что практика франчайзинга повысит конкурентоспособность Крыма среди других мировых курортов. Он пояснил, что в настоящее время многие крымские реалии совершенно непонятны для европейских туристов, а некоторые моменты даже пугают и отталкивают их. С внедрением же франчайзинга можно сделать крымский курорт более «понятным» для иностранцев в силу открытия элементов инфраструктуры под известными марками. То есть адаптировать крымскую реальность под зарубежную, сделать ее привычнее.Более того, собеседник агентства считает, что в случае, если крымская сторона активизирует работу по облагораживанию инфраструктуры и повышению качества сервиса, иностранные франчайзеры сами выйдут на крымский рынок с предложениями. Конечно, мало кто из специалистов турсферы наивно полагает, что европейских курортников можно заманить на полуостров исключительно легендами и «изюминками», и что, открывая отдельные элементы инфраструктуры под известными марками, можно решить проблему продвижения в целом. Зато почти все они сходятся во мнении, что иностранца и, в частности, европейца в Крым привлечь реально. При методичной работе в этом направлении. Но для этого мало заявить о себе, сделав хорошую рекламу.
Все это сработает только на первых порах. А ведь немало европейцев (согласно данным соцопроса — 31%) доверяют только независимым отзывам об отдыхе и собственному опыту, и, значит, реклама в прессе и многие другие
методы пиара вряд ли сработают, если из Крыма толпами будут возвращаться разочарованные туристы и рассказывать о неудачной попытке отдыха.